Привыкли получать едкие замечания и болезненную критику в адрес своих текстов? Забыли, что такое добрые слова и комплименты? Копирайтер Михаил Мокрецов уверен: в каждом тексте есть вишенка, которая придает повествованию особый вкус.
В третьем выпуске ютуб-шоу «Копирайтерские разборы» наш эксперт изучит стихотворение, пост, рассказ, два SEO-текста, инфостатью и художественную миниатюру. Основатель «Агентства экспертного копирайтинга» не только даст советы по улучшению писательского стиля, но и отыщет вкусные текстовые изюминки. Таким образом, вы сможете получить пользу в квадрате: экспертный совет от копирайтера и живой авторский пример.
«Копирайтерские разборы» — образовательный проект «Агентства экспертного копирайтинга», где не просто разбирают тексты, а помогают копирайтерам и писателям делать текст лучше!
Текст 1: Лирика и грамматика совместимы? (стихотворение)
Как вы думаете, поэты — каста неприкосновенных или простые смертные? Над поэзией не властны языковые принципы или правила грамматики распространяются и на лириков? Автор стихотворения о природе позволил себе не соблюдать грамматические правила, игнорируя согласование в роде и числе. Видимо, он решил примкнуть к писательской оппозиции и жить по собственным поэтическим законам.
Проблема. «Хромая» грамматика.
Совет. При написании стихотворений соблюдайте грамматические правила с такой же педантичной аккуратностью, как и при создании прозаических произведений. Помните, что точной рифмы и фонтана чувств недостаточно, чтобы ваше стихотворение назвали шедевром. Обрамите мысли в правильную грамматическую оболочку: таким образом, вы направите внимание читателя на смысл стихотворения, а не на лингвистические неточности.
Плюсы. Не смотря на грамматические нюансы, стихотворение автора — настоящее литературное произведение. Таким его делает использование закольцованной образности. Лирический герой стихотворения уподобляется пожухлому листу и падает вслед за ним. Автор создает объемный образ, связывая части стихотворения в единое целое. Хоть автор и начинающий поэт, но уже знает, как писать интересно. Берите на вооружение его художественные приемы.
Проблема. «Хромая» грамматика.
Совет. При написании стихотворений соблюдайте грамматические правила с такой же педантичной аккуратностью, как и при создании прозаических произведений. Помните, что точной рифмы и фонтана чувств недостаточно, чтобы ваше стихотворение назвали шедевром. Обрамите мысли в правильную грамматическую оболочку: таким образом, вы направите внимание читателя на смысл стихотворения, а не на лингвистические неточности.
Плюсы. Не смотря на грамматические нюансы, стихотворение автора — настоящее литературное произведение. Таким его делает использование закольцованной образности. Лирический герой стихотворения уподобляется пожухлому листу и падает вслед за ним. Автор создает объемный образ, связывая части стихотворения в единое целое. Хоть автор и начинающий поэт, но уже знает, как писать интересно. Берите на вооружение его художественные приемы.
Текст 2: Драматургия прозаического текста (миниатюра)
Автор второго текста не знаком с основами драматургии, поэтому его художественная миниатюра больше напоминает монолог у психолога, нежели насыщенное яркими событиями повествование. В рассказе много детских воспоминаний, личных подробностей, авторских мыслей, но, к сожалению, нет эмоционального конфликта, захватывающего сюжета, напряженной кульминации. Миниатюра похожа на произведение без начала и конца, которое можно легко сократить или сделать объемнее.
Проблема. Бесконечное повествование без интриги и драматичного ожидания.
Совет. Прежде чем приступить к написанию рассказа или художественной миниатюры, продумайте сюжет произведения. Особое внимание уделите ключевым элементам повествования: завязке, кульминации, развязке. Не забудьте про конфликт, ведь именно он отвечает за мурашки, которые испытывает читатель. Помните: ваша история должна пленять и захватывать, а не убаюкивать и погружать в сон. На курсах копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/ учим, как зажечь внутри читателя огонек, который не погаснет до последней строчки.
Плюсы. Хоть повествование автора миниатюры очень долгое, техническая часть и ритмика произведения — на высоте. Начинающий писатель умело чередует короткие и длинные предложения, использует тройные повторы. Все это придает миниатюре мелодичное звучание и энергичный темп. Если вы тоже хотите добавить музыкальности своим текстам — запоминайте лайфхак автора.
Проблема. Бесконечное повествование без интриги и драматичного ожидания.
Совет. Прежде чем приступить к написанию рассказа или художественной миниатюры, продумайте сюжет произведения. Особое внимание уделите ключевым элементам повествования: завязке, кульминации, развязке. Не забудьте про конфликт, ведь именно он отвечает за мурашки, которые испытывает читатель. Помните: ваша история должна пленять и захватывать, а не убаюкивать и погружать в сон. На курсах копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/ учим, как зажечь внутри читателя огонек, который не погаснет до последней строчки.
Плюсы. Хоть повествование автора миниатюры очень долгое, техническая часть и ритмика произведения — на высоте. Начинающий писатель умело чередует короткие и длинные предложения, использует тройные повторы. Все это придает миниатюре мелодичное звучание и энергичный темп. Если вы тоже хотите добавить музыкальности своим текстам — запоминайте лайфхак автора.
Текст 3: Зачем нужен цепляющий лид? (SEO-текст)
Если бы все пишущие люди знали, какую важную роль играет первый абзац — недочитанных статей было бы меньше. К сожалению, наш третий автор никогда не слышал о важности текстового вступления, поэтому вместо написания цепляющего лида просто черканул три бессмысленных предложения, в которых повторил заголовок и создал противоречие с темой.
Проблема. Вялый лид, который не привлекает внимание и заставляет зевать.
Совет. Приступайте к написанию лида после того, как завершите работу над текстом. Таким образом, вы легче и быстрее создадите интересное вступление благодаря максимальному погружению в тему. Если первый лайфхак вам не поможет, возьмите на вооружение второй — он беспроигрышный. «Задайте в первом абзаце вопросы по тексту и пообещайте ответить на них в статье», — советует эксперт Михаил. Если вы часто задаетесь вопросом, как писать интересно и увлекательно — уделите внимание первому абзацу, ведь именно от него зависит, прочитают ли ваш текст до конца.
Плюсы. У автора не получилось написать эффектное вступление, зато удалось неплохо поработать со структурой текста. Если остальные писатели только осваивают создание текстовой схемы — третий автор активно пользуется своими знаниями. Его статью удобно читать: текст разбит на тематические блоки с подзаголовками. Если читателя интересует конкретная тема — он легко найдет ее в тексте статьи. Не пренебрегайте созданием текстовой структуры, ведь она — залог понятности и емкости вашего текста.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Проблема. Вялый лид, который не привлекает внимание и заставляет зевать.
Совет. Приступайте к написанию лида после того, как завершите работу над текстом. Таким образом, вы легче и быстрее создадите интересное вступление благодаря максимальному погружению в тему. Если первый лайфхак вам не поможет, возьмите на вооружение второй — он беспроигрышный. «Задайте в первом абзаце вопросы по тексту и пообещайте ответить на них в статье», — советует эксперт Михаил. Если вы часто задаетесь вопросом, как писать интересно и увлекательно — уделите внимание первому абзацу, ведь именно от него зависит, прочитают ли ваш текст до конца.
Плюсы. У автора не получилось написать эффектное вступление, зато удалось неплохо поработать со структурой текста. Если остальные писатели только осваивают создание текстовой схемы — третий автор активно пользуется своими знаниями. Его статью удобно читать: текст разбит на тематические блоки с подзаголовками. Если читателя интересует конкретная тема — он легко найдет ее в тексте статьи. Не пренебрегайте созданием текстовой структуры, ведь она — залог понятности и емкости вашего текста.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Текст 4: Когда текст «затопило»: избавляемся от смысловой воды (инфостатья)
Представьте, что вы жуете жвачку. От бесконечных движений челюстью болят зубы и немеет язык. Так же бывает и с текстами. Порой чтение статьи больше напоминает долгое и мучительное пережевывание резинки, нежели прием вкусной и полезной пищи. Автор четвертого текста пишет банальные вещи, используя при этом сложные и большие предложения. Читатель с трудом пробирается сквозь дебри громоздких оборотов, мечтая увидеть на горизонте финишную прямую.
Проблема. Смысловая вода и обилие сложных конструкций.
Совет. Пишите динамично, лаконично и просто. Ваша задача — дать читателям полезную информацию, а не утомить их пережевываванием словесной жвачки. Разбивайте длинные и сложные предложения на короткие и простые. Удаляйте трудные для восприятия обороты. Избегайте очевидных мыслей и примитивных выражений. На курсах копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/ помогаем набрать текстовый темп и не сбавлять его даже на самых крутых поворотах.
Плюсы. Удивительно, что при таком обилии словесной воды, выводы автора — пример минимализма и лаконичности. Начинающий копирайтер делает хороший ход: он резюмирует текст статьи в виде кратких тезисов-выстрелов. Преимущество таких выводов: они несложно пишутся и легко воспринимаются. Запишите в писательский блокнот: трудности с завершением статьи решит резюме написанного.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Проблема. Смысловая вода и обилие сложных конструкций.
Совет. Пишите динамично, лаконично и просто. Ваша задача — дать читателям полезную информацию, а не утомить их пережевываванием словесной жвачки. Разбивайте длинные и сложные предложения на короткие и простые. Удаляйте трудные для восприятия обороты. Избегайте очевидных мыслей и примитивных выражений. На курсах копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/ помогаем набрать текстовый темп и не сбавлять его даже на самых крутых поворотах.
Плюсы. Удивительно, что при таком обилии словесной воды, выводы автора — пример минимализма и лаконичности. Начинающий копирайтер делает хороший ход: он резюмирует текст статьи в виде кратких тезисов-выстрелов. Преимущество таких выводов: они несложно пишутся и легко воспринимаются. Запишите в писательский блокнот: трудности с завершением статьи решит резюме написанного.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы

Текст 5: Игра контрастов в Инстаграм (пост)
Вам приходилось себя чувствовать так, словно вами манипулируют? Прочитав пятый текст, вы поймете, что искусство манипуляции по сравнению с ним — детская игра. Автор не использует тонкие приемы влияния — он резко и прямо пропагандирует свои идеи. Начинающий копирайтер делит мир на черное и белое, где черное — цвета печной сажи, а белое — оттенка первого снега. К несчастью, агитация за «небесное» такая навязчивая, что достигает совершенно противоположного эффекта.
Проблема. Стиль пропагандистов, слишком выраженный контраст.
Совет. При написании поста или статьи не пытайтесь бесцеремонно навязать читателям свое мнение, играя на резких контрастах. Как правило, это не помогает достичь намеченной цели, а вызывает лишь раздражение и недовольство. Помните, что спокойное повествование и мягкая полярность работают в разы лучше шпионских психологических уловок.
Плюсы. Хотя автор и переборщил с эмоциональной игрой, он знает, как писать интересно. Его текст — достойный пример поста для Инстаграм. Начинающий блогер хорошо чувствует писательские тренды соцсетей и активно им следует. Быстрый темп повествования, яркий крючок-вопрос, пафосный стиль — все это помогает автору привлечь внимание подписчиков и выделиться на фоне более невзрачных текстов. Всегда учитывайте особенности контент-площадки, на которой собираетесь публиковать текст, ведь это залог попадания в читательское сердце.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Проблема. Стиль пропагандистов, слишком выраженный контраст.
Совет. При написании поста или статьи не пытайтесь бесцеремонно навязать читателям свое мнение, играя на резких контрастах. Как правило, это не помогает достичь намеченной цели, а вызывает лишь раздражение и недовольство. Помните, что спокойное повествование и мягкая полярность работают в разы лучше шпионских психологических уловок.
Плюсы. Хотя автор и переборщил с эмоциональной игрой, он знает, как писать интересно. Его текст — достойный пример поста для Инстаграм. Начинающий блогер хорошо чувствует писательские тренды соцсетей и активно им следует. Быстрый темп повествования, яркий крючок-вопрос, пафосный стиль — все это помогает автору привлечь внимание подписчиков и выделиться на фоне более невзрачных текстов. Всегда учитывайте особенности контент-площадки, на которой собираетесь публиковать текст, ведь это залог попадания в читательское сердце.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Текст 6: Автор пишет для себя или для читателя? (рассказ)
Скажите честно, вам хотелось когда-нибудь заглянуть в чужой блокнот и прочитать личные заметки другого человека? Благодаря тексту шестого автора у нас появилась такая возможность. Читая историю начинающего рассказчика, мы словно проникаем за кулисы человеческой души: наблюдаем за личными переживаниями, знакомимся с волнующим эпизодом из жизни. Автор не старается сохранить правильную структуру текста или сделать историю понятной: его цель — выплеснуть на бумагу сердечные чувства. Читателю в данном случае отводится роль случайного наблюдателя, которому разрешили подсмотреть, но не понять и разобраться.
Проблема. Рассказ-рефлексия, предназначенный для личного чтения.
Совет. Помните, что вы пишете не для себя, а для читателя. Оставьте излишний самоанализ для записной книжки, а душевные копания — для разговора у психолога. Подойдите к процессу написания более профессионально: продумайте сюжет и основных персонажей, пропишите композиционные части, сформулируйте цель. Эти небольшие лайфхаки сделают ваш текст настоящим художественным произведением, а не текстовым наброском.
Плюсы. По содержанию текст шестого автора больше похож на дневниковую запись, однако это не мешает нам восхититься писательской техникой рассказчика. Мастерское владение словом, виртуозное использование художественных средств — по форме личная заметка автора совсем не похожа на простое черканье в блокноте. При всех нюансах читатель может в полной мере насладиться рассказом. Занимайтесь развитием писательского мастерства, а если чувствуете, что сами не справляетесь — приходите на курсы копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Проблема. Рассказ-рефлексия, предназначенный для личного чтения.
Совет. Помните, что вы пишете не для себя, а для читателя. Оставьте излишний самоанализ для записной книжки, а душевные копания — для разговора у психолога. Подойдите к процессу написания более профессионально: продумайте сюжет и основных персонажей, пропишите композиционные части, сформулируйте цель. Эти небольшие лайфхаки сделают ваш текст настоящим художественным произведением, а не текстовым наброском.
Плюсы. По содержанию текст шестого автора больше похож на дневниковую запись, однако это не мешает нам восхититься писательской техникой рассказчика. Мастерское владение словом, виртуозное использование художественных средств — по форме личная заметка автора совсем не похожа на простое черканье в блокноте. При всех нюансах читатель может в полной мере насладиться рассказом. Занимайтесь развитием писательского мастерства, а если чувствуете, что сами не справляетесь — приходите на курсы копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Текст 7: Краткость — подруга копирайтера (SEO-анонс)
Седьмой автор упустил из виду, что делать уборку нужно не только в квартире, но и в тексте. Он сделал поверхностный писательский клининг, но забыл вынести лексический мусор, залезть под редакторский диван и провести ревизию содержания. Из-за этого его анонс производит двоякое впечатление: он выглядит и чистым, и пыльным одновременно.
Проблема. Текст, который нуждается в редакторской чистке.
Совет. Помните, что просто написать текст недостаточно — его нужно отредактировать. Перечитайте статью несколько раз и желательно — вслух. Удалите вводные слова, сложные конструкции и замысловатые обороты. Они утяжеляют повествование и не дают важной информации. Проверьте текст на наличие орфографических и пунктуационных ошибок. Именно они создают ощущение текстовой нечистоты. При необходимости — перефразируйте трудные для восприятия предложения. Сделайте все возможное, чтобы подписчикам и клиентам было приятно читать ваш текст. На курсах копирайтинга http://reaktivstart.by/ учим, как писать интересно и чисто.
Плюсы. Вы знали, что краткость — не только сестра таланта, но и подруга начинающего копирайтера? Наш седьмой автор хорошо знает этот лайфхак и активно им пользуется. Меньше текста — меньше шансов ошибиться. Меньше текста — меньше редактуры. Меньше текста — меньше правок от заказчика. Если сомневаетесь в собственных силах и боитесь замечаний работодателя — пишите кратко. Это всегда работает.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Проблема. Текст, который нуждается в редакторской чистке.
Совет. Помните, что просто написать текст недостаточно — его нужно отредактировать. Перечитайте статью несколько раз и желательно — вслух. Удалите вводные слова, сложные конструкции и замысловатые обороты. Они утяжеляют повествование и не дают важной информации. Проверьте текст на наличие орфографических и пунктуационных ошибок. Именно они создают ощущение текстовой нечистоты. При необходимости — перефразируйте трудные для восприятия предложения. Сделайте все возможное, чтобы подписчикам и клиентам было приятно читать ваш текст. На курсах копирайтинга http://reaktivstart.by/ учим, как писать интересно и чисто.
Плюсы. Вы знали, что краткость — не только сестра таланта, но и подруга начинающего копирайтера? Наш седьмой автор хорошо знает этот лайфхак и активно им пользуется. Меньше текста — меньше шансов ошибиться. Меньше текста — меньше редактуры. Меньше текста — меньше правок от заказчика. Если сомневаетесь в собственных силах и боитесь замечаний работодателя — пишите кратко. Это всегда работает.
Копирайтерские разборы / Выпуск 3 / Seo- и инфостатьи, стишок и рассказы
Разговор со зрителями
Вопрос первого зрителя: Михаил, подскажите, пожалуйста, когда делать маркированные списки, а когда — перечни?
Ответ Михаила: Если вы хотите сделать маркированный список, то должны подтвердить каждый свой тезис, привести пример. Если этого нет — можно просто перечислить.
Вопрос второго зрителя: У меня вопрос про присланные SEO-тексты. Вы вычеркнули из них конструкцию «следует, однако, помнить» и подобные. Как я понимаю, такие связки не нужны в тексте? Но не будут ли текстовые части выглядеть отрывочными?
Ответ Михаила: Разные заказчики любят разные тексты. Одни предпочитают плавное повествование, другим нужно быстрое и динамичное. У нынешних покупателей другая текстовая культура, поэтому чаще всего работодатели требуют тексты без связок.
Ответ Михаила: Если вы хотите сделать маркированный список, то должны подтвердить каждый свой тезис, привести пример. Если этого нет — можно просто перечислить.
Вопрос второго зрителя: У меня вопрос про присланные SEO-тексты. Вы вычеркнули из них конструкцию «следует, однако, помнить» и подобные. Как я понимаю, такие связки не нужны в тексте? Но не будут ли текстовые части выглядеть отрывочными?
Ответ Михаила: Разные заказчики любят разные тексты. Одни предпочитают плавное повествование, другим нужно быстрое и динамичное. У нынешних покупателей другая текстовая культура, поэтому чаще всего работодатели требуют тексты без связок.
Писательские лайфхаки
1. Соблюдайте грамматические правила при написании лирических произведений. Это поможет упаковать вихрь эмоций в понятную для восприятия форму.
2. Продумывайте заранее ключевые элементы повествования: завязку, кульминацию, развязку. Особое внимание уделяйте работе над литературным конфликтом. Текстовая структура — залог увлекательного повествования.
3. Приступайте к написанию лида после того, как завершите работу над текстом. Таким образом, вы сможете создать более продуманное и интересное вступление.
4. Избавляйтесь от смысловой воды и сложных конструкций. Читатели не любят топтаться на одном месте и бесконечно пережевывать одну мысль.
5. Не навязывайте читателям свою точку зрения. Спокойное повествование и мягкая контрастность работают значительно лучше.
6. Помните, что вы пишете для читателя, а не для себя. Отложите в сторону душевные переживания и руководствуйтесь текстовым планом.
7. Занимайтесь саморедактурой. Она — лучшая подруга писателей, поэтов и копирайтеров.
2. Продумывайте заранее ключевые элементы повествования: завязку, кульминацию, развязку. Особое внимание уделяйте работе над литературным конфликтом. Текстовая структура — залог увлекательного повествования.
3. Приступайте к написанию лида после того, как завершите работу над текстом. Таким образом, вы сможете создать более продуманное и интересное вступление.
4. Избавляйтесь от смысловой воды и сложных конструкций. Читатели не любят топтаться на одном месте и бесконечно пережевывать одну мысль.
5. Не навязывайте читателям свою точку зрения. Спокойное повествование и мягкая контрастность работают значительно лучше.
6. Помните, что вы пишете для читателя, а не для себя. Отложите в сторону душевные переживания и руководствуйтесь текстовым планом.
7. Занимайтесь саморедактурой. Она — лучшая подруга писателей, поэтов и копирайтеров.
Применяйте на деле советы Михаила, чтобы вишенок в ваших текстах становилось все больше. А если хотите не тексты, а сплошной изюм — приходите на курсы копирайтинга онлайн http://reaktivstart.by/.