Блог

Виды структур текста

Копирайтинг
В статье расскажу о структурных блоках любого текста и основных видах структур, а также кратко пробегусь по видам текстов и их стилям.
Содержание статьи:
  1. Какие существуют виды текстов?
  2. Что понимается под структурой текста?
  3. Виды структур текста и их построение
  4. Кому нужна структура текста?

Какие существуют виды текстов?

Видов — не путать со стилем! — текстов существует всего 3: повествование, описание, рассуждение. Выбор вида изложения информации зависит от того, чего добивается автор. Повествование от слова «повествовать», то есть рассказывать о каком-то событии. В описании автор перечисляет характеристики предмета, объекта, явления. В рассуждении проводится анализ ситуации, приводятся аргументы, делаются выводы.

Теперь про стили текстов. Их 5: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный, художественный. Как стиль в одежде зависит от цвета и формы, так стилистика текста определяется лексикой, грамматическими и синтаксическими инструментами.

Надо сказать, что разные стили текстов используют разные виды. Например, художественный стиль текста, особенно, если это большое литературное произведение, включает и повествование, и описание, и рассуждение. Научный текст в большей степени состоит из описания и рассуждения.

Что понимается под структурой текста?

Современный читатель не хочет читать полотно, в котором «много букаф». Из того контента, который предлагается для изучения, сначала прочитают только заголовки и списки. А вот если они заинтересуют читателя, тогда и со всем остальным он ознакомится.

Основные признаки структуры текста выглядят так: заголовок, обобщающий абзац, основная часть, заключение.

Заголовок. Для привлечения целевой аудитории нужно использовать цепляющие заголовки, то есть название должно содержать ключевые слова. А для привлечения не только тех, для кого написана статья, создаются провокационные названия.

Лид (вводный абзац). Именно от него зависит, захочет ли читатель увидеть остальной текст. Во вводной части нужна подача конкретной информации. Желательно не применять жаргон и слэнговые выражения, если они не являются ключевой цитатой героя статьи. Для написания лида автор отвечает себе на два главных вопроса: чего боится потенциальный читатель и в чем он нуждается.

Основная часть. Структура основного текста, как правило, объемная. Поэтому для удобства восприятия ее следует делить на абзацы, которые раскрывают одну мысль в нескольких предложениях. Предложения желательно делать простыми распространенными. Избегайте сложносочиненных предложений, если подаете информацию, а не рассуждение. На странице абзац в идеале должен насчитывать не более 7 строк. В информационных статьях нужно использовать разного рода списки и подзаголовки к ним.

Заключение зависит от цели статьи. Новость, обзор, размышление заканчивают выводом о ситуации, продающую статью — призывом к действию.

Виды структур текста и их построение

Логическая, или последовательная. В ней используется принцип последовательности изложения, главная мысль которого, то есть проблема, содержится в самом начале. И постепенно, по ходу изложения, применяя примеры, факты, выводы, читателя подводят к решению проблемы. Получается своего рода анализ. Применяется для написания большинства статей, обзоров, лонгридов.
Перевернутая пирамида сначала цепляет квинтэссенцией информации, которая затем распадается на составные части. В начале такой статьи прописывается емкий лид, в котором читателю отвечают на вопросы: кто/что? где? когда? как? зачем? и почему? Так подаются новости и объявления в журналистских статьях, пост релизах, рекламных статьях.
Продающая, или коммерческая строится по принципу AIDA, где A — Attention, привлечение внимания читателя, I — Interest, заинтересовывание потенциального покупателя, D — Desire, возбуждение желания приобрести/воспользоваться предложением, A — Action, призыв сделать действие для получения желаемого.
Вопросно-ответная, или FAQ-структура (с англ. Frequently Asked Questions, то есть часто задаваемые вопросы). Но она тоже использует переход от общих вопросов к частным. Применяется для полного предоставления информации о продукте/услуге, а также для интервью.
Комбинированная структура использует несколько видов. Часто ею пользуются блогеры. Например, в начале статьи подается ее основная суть, затем раскрываются факты, детали, а в конце — ссылки на ответы к часто задаваемым вопросам.

Кому нужна структура текста?

Множество статей в интернете написано копирайтерами, которыми не рождаются, но становятся. Повысить свой профессиональный уровень можно, потренировавшись в написании текстов с разной композицией.

Для начала можно провести рерайт текста, выполнив разные компоновки структурных частей одного текста. Про рерайтинг текста можно прочитать здесь. Если грамотно сократить текст, скомпоновать его в правильную структуру, то новый продукт может даже выиграть в читаемости.

В портфолио копирайтера неплохо бы положить и информационные тексты, и статьи для блога, и журналистские размышления. Попробуйте создать текст про что угодно, используя различные структуры. Дерзайте!

Подписывайтесь на соцсети (указаны на сайте), чтобы получать годный контент по копирайтингу и текстовому сопровождению бизнеса в Беларуси.

По вопросам сотрудничества пишите в вайбер или телеграм на номер +375445728521
Фото: https://www.pexels.com/
Автор статьи: мастер-копирайтер Ирина Смолонская
Made on
Tilda